В школе учителя – Профессия школьный учитель. Работа учителем в школе

Содержание

Профессия школьный учитель. Работа учителем в школе

Профессия учитель – особенная. Эту профессию выбирают, скорее, по зову сердца.

Ведь учитель – это не просто специалист по преподаванию научной дисциплины, это еще и руководитель, наставник и воспитатель.

Как стать учителем и к чему стоит быть готовым.


Как стать учителем

Если вы решили стать учителем, то есть несколько путей для реализации мечты:

1. Учителю младших классов достаточно окончить педагогический лицей или колледж. Чтобы преподавать в средних и старших классах, нужно окончить педагогический институт.

2. Окончить ВУЗ по одной из дисциплин. В России любой выпускник ВУЗа имеет право преподавать в школе.

3. Окончить педагогический колледж, начать работать учителем младших классов, параллельно обучаясь на заочном отделении ВУЗа. После получения высшего образования можно перейти на работу в старшие классы.

Стать учителем старших или младших классов? Здесь нет однозначного ответа. Выбор зависит от вас. То же касается и выбора дисциплины: невозможно стать хорошим педагогом, если вы будете преподавать предмет, который вам не интересен.

Работа учителем в школе: особенности профессии

К педагогу всегда предъявляются самые строгие требования. Еще бы! Ведь объект педагогической деятельности – ребенок, Личность! И именно от учителей зависит – насколько хорошим Человек и Личностью станет этот ребенок.

Можно до бесконечности перечислять черты характера, которыми должен обладать учитель: нравственность, доброта, гуманизм и бесконечная вера в людей, как бы утопически это не звучало. Про выдержку и терпение мы уже упоминали. Еще хотелось бы добавить и про творческое начало, и про умение работать в коллективе и с коллективом.

А вот с карьерой сложнее. Вообще словосочетание «карьера учителя» не совсем привычно для русского языка. Вся карьера на сегодняшний день пока заключается в совершенствовании своего мастерства, участии и победах в конкурсах, Олимпиад. Стать директором школы или завучем – это вообще из другой песни. Эти должности предполагают административную деятельность, так что о педагогике придется забыть.

Еще одна ступень – переход из обычной школы в частную. Ведь карьера предполагает не только личностный рост, но и рост заработной платы. В частной школе платят больше, но и требования к соискателям гораздо выше.

Профессия учитель: плюсы и минусы

Плюсы:

  • Творческая работа, дающая возможность реализовать свой творческий потенциал.
  •  
  • Неполный рабочий день и гарантированный двухмесячный отпуск летом.
  •  
  • Работа с детьми заряжает оптимизмом.
  •  
  • Возможность для подработки репетитором.

Минусы:

  • Большая общественная нагрузка и много ненужной «писанины».
  •  
  • Огромная нервная нагрузка.
  •  
  • Повторение одного и того же из года в год надоедает, если только вы не будете пестовать свое мастерство и искать новые методы и приемы.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что при всех своих отрицательных моментах, учитель – профессия многогранная, уважаемая и очень востребованная.

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

14 типов учеников и учителей, которые есть в любой школе ‹ Инглекс

Накануне Дня учителя мы решили предаться ностальгии и вспомнить замечательные школьные деньки. Мы заметили, что большинство учеников и преподавателей похожи на героев известных фильмов и сериалов, поэтому предлагаем вам немного повеселиться — найти своих друзей и учителей, а может и самого себя среди предложенных типажей. Узнайте, похожи ли вы на Фиби из «Друзей» или Питера Паркера из «Человека-паука».

7 типов преподавателей, которые есть в каждой школе

Ниже мы расскажем о 7 типах учителей, которых вы точно встречали в школе. Думаем, вы легко узнаете их в наших персонажах. А может быть, ваш сегодняшний преподаватель английского похож на одного из них?

Росс из «Друзей» (хороший, но излишне добродушный)

Самый безобидный учитель в школе. Даже если вы что-то не выучили, скажет: «Двойку в журнал пока ставлю только карандашом». С удовольствием делится своими знаниями с учениками, но… они его почти не уважают. Помните, как Росс говорил: «У меня такое правило: либо приходи вовремя, либо вообще не приходи. Мои студенты часто этим пользуются». Да-да, это тот самый тип учителей, уроки которых так легко было срывать и прогуливать, ведь по доброте душевной он никогда не нажалуется родителям и не напишет докладную директору. Учиться с таким преподавателем легко, главное не садиться ему на голову, ведь чаша терпения может переполниться. В редкие минуты гнева он может вести себя высокомерно, так что, если не хотите стать объектом его едких шуток, как Джоуи, знайте меру.

Дарт Вейдер из «Звездных войн» (диктатор)

Очень строгий учитель. Как и юный Энакин Скайуокер, считает, что лучший строй — диктатура. Авторитет его настолько высок, что ученики даже забывают о существовании Императора — директора школы, главное — угодить строгому учителю. Лозунг преподавателя-диктатора — «Сели! Звонок для учителя», ну а раз сила на его стороне, учитель-Дарт Вейдер будет держать вас в ежовых рукавицах учебного процесса до конца перемены. Если вы не сделаете домашнее задание, начнет размахивать шашкой световым мечом — раздавать двойки направо и налево. «Садись, два!» — одна из любимых фраз преподавателя-Вейдера. В общем, если этот учитель не ваш отец, советуем вести себя тише воды, ниже травы и ждать, пока Дарт Вейдер не разозлит Императора настолько, что последний захочет избавиться от него.

Шелдон Купер из «Теории большого взрыва» (умный, но самовлюбленный)

Если этот светоч знаний снизошел до преподавания, готовьтесь учиться, учиться и еще раз учиться. Он будет требовать, чтобы вы знали каждую мелочь по его предмету. Если же вы (не дай бог!) заявите, что на начальном уровне еще не знаете разницы между be going to и will, посчитает вас бездарем и произнесет известную цитату Шелдона: «А знаете, что не продают в магазине контейнеров? Емкости, способные вместить мое разочарование!» Ни в коем случае не пытайтесь спорить с этим типом учителя, даже если на 100% уверены в своей правоте: в лучшем случае Шелдон не будет вас слушать, в худшем — вы станете его врагом, совсем как Лесли Уинкл.

Педант до мозга костей: опоздание на секунду будет караться сакраментальной фразой «Закрой дверь с той стороны». Кроме того, учитель-Шелдон любит строгую дисциплину. Помните знаменитую фразу из школы «Если такой умный, встань на мое место и проведи урок, а я сяду на твое и буду хихикать»? Учителя этого типа часто так говорят. Чтобы укротить Шелдона, бросьте в него комиксами выполненной домашней работой, это на какое-то время развлечет его.

Индиана Джонс из фильмов об Индиане Джонсе (практик, умеющий увлечь)

Преподавание — главное занятие в его жизни. Однако он не просто теоретик, а еще и практик: как только представится возможность, укатит за границу практиковать свой английский, прихватив только шляпу и хлыст. Будучи доблестным борцом со злом и несправедливостью, учитель-Инди не позволит вам прогуливать его уроки, хотя у вас вряд ли возникнет такое желание: природное обаяние и умение объяснять все простыми словами способны завоевать любовь не только миллионов фанатов, но и пары десятков учеников. У него прекрасное чувство юмора, скорее всего, именно на его уроке можно услышать знаменитое «Кто к доске? Лес рук!» А еще он мотивирует нас на действия вместо слов: «Хотите стать археологами — выбирайтесь из библиотек». С таким учителем вы точно будете готовы отправиться и на поиски святого Грааля, и к вершине знаний английского языка.

Доктор Хаус из сериала «Доктор Хаус» (очень умный, но нарушает все правила)

Учитель-Хаус — настоящий мастер своего дела: прекрасно понимает предмет и дает четкие пояснения. В то же время к своим пациентам ученикам он относится цинично и довольно безжалостно. Если вы не можете справиться с заданием, вполне может процитировать свой прототип из сериала: «Вы всегда так глупы или сегодня особый случай?» Этот необычный тип учителя плохо уживается в школе, ведь в учебном учреждении слишком много правил, а Доктор Хаус и правила, как вы помните, — вещи несовместимые. Однако каким бы черствым сухарем он ни казался, все же учитель-Хаус любит свое дело и хочет, чтобы все его подопечные хорошо разбирались в предмете. Так что, несмотря на отвратительный характер, многие ученики обожают его и считают гением преподавания.

Мэри Поппинс из фильма «Мэри Поппинс, до свидания!» (само совершенство)

Практически идеальный учитель, которого уважают абсолютно все ученики. Даже заядлые двоечники и хулиганы слушают ее, затаив дыхание, ведь эта дама (или джентльмен) способна превратить любой урок в волшебную сказку. Учитель-Мэри ратует за индивидуальный подход к каждому ученику. Кроме того, она не боится перемен, так что без зазрения совести выкидывает старые, изжившие себя учебники, с удовольствием пользуется новыми приемами обучения английскому и пропагандирует современные учебники, а не столь почитаемые во многих школах пособия лихих 90-х. Она строгая, но справедливая, к тому же умеет подавать знания в интересной форме и легко прививает любовь к предмету своим ученикам.

Гэндальф из «Властелина колец» (мудрый наставник)

Гэндальф — идеальный учитель: он любит хоббитов учеников и прекрасно знает свое дело. Но главное его достоинство в том, что это тот самый тип учителя, который «только открывает дверь, но войти должны вы сами». Вспомните, Гэндальф указал Фродо путь и мотивировал его идти к цели. На первый взгляд кажется, что хитрый волшебник склонен сваливать свою работу на плечи бедных учеников-хоббитов. Однако это не так. Учитель-Гэндальф прекрасно знает: чтобы разобраться в чем-то, нужна не только помощь преподавателя, но и самостоятельная работа, даже если она предполагает нелегкий путь с множеством препятствий и ошибок. Учитель-волшебник подталкивает учеников в правильном направлении и вдохновляет их на подвиги в учебе, за это его и любят подопечные.

7 типов учеников, которые есть в каждом классе

А теперь давайте вспомним своих одноклассников: кто-то был тихим и скромным, кто-то — веселым и взбалмошным, а кто-то — дотошным и надоедливым. А к какому типу вы бы отнесли своих друзей и себя?

Дейенерис Таргариен из сериала «Игра престолов» (лидер коллектива)

Решительный и уверенный в себе ученик. В то время как учитель считает себя главным в классе, ученик-лидер придерживается другого мнения. Он легко руководит своим кхаласаром классом и не признает других авторитетов кроме самого себя. Обычно у такого ученика есть свои «драконы» — свита, готовая на все ради своего лидера. Несмотря на кажущуюся авторитарность и даже жесткость ученика-лидера, он, как и сама Дейенерис, склонен защищать угнетенных и бороться с авторитарной властью. Так что учителю лучше быть в хороших отношениях с лидером класса, в противном случае последний сильно попортит ему кровь.

Золушка (очень старательный ученик)

Самый тихий и послушный ученик в классе. Чаще всего это неуверенная в себе девочка, которая легко преклоняется перед авторитетом учителя. Она считает, что если будет прилежно работать, то на Земле воцарится мир, а все тыквы превратятся в кареты. Ученица-Золушка очень терпелива и послушна: она будет сидеть над заданием, пока не решит его. Может предпочесть домашнюю работу веселым играм во дворе, ведь у нее попросту не хватит совести соврать учителю, что тетрадку с задачами порвала злая мачеха. Следует сказать, что старания Золушки, как правило, окупаются сторицей: она хорошо оканчивает школу и поступает в университет даже без помощи феи-крестной.

Гермиона Грейнджер из серии фильмов о Гарри Поттере (отличница, мечта учителя)

Гермиона так же старательна и прилежна, как Золушка, но, в отличие от последней, учеба доставляет ей одно удовольствие. Ученик-Гермиона обожает получать новые знания и не упускает случая блеснуть ими. Ей свойственна некоторая высокомерность, поэтому друзей у нее мало. Надо сказать, что учителям не нравится ученик-выскочка, так что от них бедной отличнице тоже не приходится ждать поддержки. Впрочем, это совсем не мешает ей быть лучшей в классе и ежедневно совершать учебные подвиги. Пока ее одноклассники ходят на балы дискотеки, отличница штудирует учебники и штурмует новые высоты английского и других предметов. Если же Гермионе удастся унять свое высокомерие, она легко завоюет преданных друзей на всю жизнь вроде Гарри и Рона.

Барни Стинсон из сериала «Как я встретил вашу маму» (весельчак-тусовщик)

Самый веселый и обаятельный парень в классе. Настоящая звезда: любит быть в центре внимания, так что часто разыгрывает учителя и веселит своих одноклассников, его даже называют школьным клоуном. Все девочки влюблены в него, а все мальчики ему подражают. Ученик-Барни настолько обаятельный и ловкий в общении, что легко может уговорить учителя отпустить весь класс с урока. Если же это не удастся, Барни уведет класс играть в лазертаг и без разрешения преподавателя. Его чарам не поддаются только Гермиона, которая обожает учебу, и Золушка, которая просто не решится нарушить дисциплину. Барни неглуп и неплохо учится, однако постоянно ищет приключения на свою голову и призывает весь класс поступать так же.

Фиби из сериала «Друзья» (странный творческий ученик)

Очень странная ученица (зачастую ученик), у которой мало друзей, ведь не все могут понять ее специфический юмор и нестандартное поведение. Как правило, учеба ее не особо интересует, зато она увлекается творчеством: может талантливо рисовать электрические цепи в стиле ар-деко на уроке физики или петь Smelly cat на уроке английского. Большинство учеников сторонятся Фиби, и даже лидер ее, как правило, не трогает, ведь никто не знает, чего от нее можно ожидать. Эта ученица живет в своем маленьком уютном мирке, и если кто-то пытается нарушить его границы, Фиби может накричать на обидчика и дать достойный отпор.

Грима Червеуст/Гнилоуст из «Властелина колец» (ябеда, докладчик)

Этого ученика не любит весь класс, тем не менее живется ему неплохо из-за того, что он может влезть в доверие к королю Рохана практически любому учителю. Он знает все: кто разбил окно в столовой, кто ловит покемонов на уроке физкультуры, кто списал домашнее задание у Гермионы и т. д. Все эти новости тут же докладываются главному Саруману учебного заведения. Хоть Грима и вызывает лишь отвращение, с ним надо быть настороже и держать язык за зубами, особенно если рядом с вами нет учителя-Гэндальфа, который не терпит докладчиков и умеет избавлять от них школьное королевство.

Питер Паркер / Человек-паук из фильмов о человеке-пауке (аутсайдер)

В каждом классе есть такой «мальчик для битья». Он очень тихий и скромный, прилежно учится и затравленно смотрит по сторонам. Сразу после уроков идет домой и делает домашнее задание, никогда не играет портфелем в футбол и не хулиганит. Он чем-то похож на Золушку, однако если к ней относятся снисходительно, то Питер часто становится объектом насмешек и не верит в светлое будущее в отличие от той же Золушки. Остается надеяться, что однажды такому ученику повезет и радиоактивный паук все же разбудит в нем решительность и уверенность в себе.

Конечно, эта статья — всего лишь шутка, и мы надеемся, вы с теплом вспомнили своих школьных друзей и любимых учителей. Кстати, в нашей школе работают только преподаватели с типажами Мэри Поппинс, Гэндальф и Индиана Джонс, так что если вы любите этих персонажей, приглашаем вас на уроки английского по Скайпу в Хогвартс «Инглекс».

© 2019 englex.ru, копирование материалов возможно только при указании прямой активной ссылки на первоисточник.

englex.ru

Шoкиpующиe откровения учителя о том, что происходит в современной школе на самом деле.

«Они могут пользоваться противозачаточными средствами и делать аборты, и чем больше, тем лучше. Мы не хотим, чтобы они были образованны. Достаточно, если они будут считать до ста. Такие недоумки будут тем более полезны для нас. Религию мы оставим для отвлечения внимания…»

Мартин Борман

Общее состояние современной школы

Первое впечатление от родной школы: стало меньше детей, позднее на педагогическом собрании узнал, что сейчас учится около 700 детей, когда я учился – в 90-е годы, было 1200 учеников. При этом почти половину детей привозят из восьми окружающих посёлок деревень (школа в посёлке городского типа). А школы, которые там были, закрыли, их стало экономически невыгодно содержать, легче дать одной школе 2-3 автобуса и каждый день возить детей в школу и обратно.

Следующее, что замечаю – физическое состояние детей – какие-то хлипкие, болезненные. Затем нахожу факты, подтверждающие моё впечатление. В школе есть кадетский класс (одни мальчишки, больше часов физкультуры, строевая подготовка и т.п.), так если заглянуть в листок здоровья почти половина детей – в подготовительной и специальной группах, два инвалида, треть класса фактически освобождена от физической культуры – только посещают занятия. В этом же классе несколько учеников уже в 9 классе были алкоголиками в начальной стадии – пили несколько лет по 2-3 раза в неделю.

Дали класс, стал классным, 25 учеников, только двое(!) первой группы здоровья, почти треть класса проблемы со зрением, больше половины различные хронические заболевания.

Ещё один «сюрприз»: в школе больше 20 детей с диагнозом F70 (лёгкая олигофрения), больше 30 детей ЗПР (задержка психического развития), ещё столько же без диагноза бегают, а с «просто» с психическими проблемами по несколько практически в каждом классе. Как потом выяснил, почти все эти дети – «подарок» от пьющих родителей.

В школе, на первом этаже, постоянный запах табачного дыма – детишки курят в туалете. Таким образом, пассивными курильщиками является почти вся школа. Даже если их поймают техслужащие, дежурный учитель, сам директор, ничем серьёзным ученику это не грозит, ну поругают (профилактическая беседа), может, вызовут родителей, но не факт, что те придут. А если придут, что сделают – время упущено, пообещают принять меры в общем.

Особо «одарённые» дети курят со 2-3 класса, процент курильщиков растёт с каждым годом, особенно страшно то, что закурили и девушки. Девушки пьют шампанское и вино с 4-6 классов, причём наливают родители – Новый год, день рождения. Сквернословие и распущенность поведения давно стали нормой.

Школу губит безнаказанность и безответственность – ученик может сквернословить, послать учителя на три буквы, а потом сказать, что ему послышалось, а другие подтвердят, что так оно и было. Некоторые даже пытаются запугать учителей своими родителями – уголовниками.

Большая часть учителей смирилась с таким положением – нет стимула бороться, зарплата маленькая, требуют много, установка такая: во всём виноват учитель. Поставишь за четверть честную двойку, тебе же хуже будет – портишь отчётность.

 Не надо думать, что учителя ничего не делают – регулярно проводятся соревнования, разные конкурсы, рассказывается о вреде курения, алкоголя, мобильных телефонов, компьютерных игр, но вся эта информация просто капля в море. Детей воспитывает телевидение и Интернет. Не раз проводил анкетирование учащихся – героями мальчишек являются Человек-Паук, Блейд, Терминатор, Гарри Поттер (он популярен и у девочек), Гэндальф, и т.п., ни одного русского персонажа, хотя не может не радовать то, что это положительные персонажи, которые бьются со злом, т.е. стремление к Справедливости у детей есть, они ещё русские.

С девочками дело обстоит хуже, они попали под власть Западной культуры капитально – их кумиры, представители поп-музыки, героини различных сериалов, идеалы мужской красоты Тимберлейки, Бреды Питы. Их привлекает внешний блеск, они не имеют представления о духовной красоте, хотя даже среди них есть девочки, которые читают (!) книги, стихи, но они тонут в общей массе будущих потребителей.

Всеобщая увлечённость детей популярной музыкой, разбавленной уголовным романтизмом (шансон) и рэпом, посещение дискотек с 5-6 классов. Сразу вспоминаются слова А. Гитлера, из застольных бесед:

«… надо дать им алкоголя и табака сколько их душе угодно… Музыки они, конечно, могут иметь сколько им угодно… всё, что надо деревенским жителям, это музыка, музыка и ещё раз музыка. Весёлая музыка – отличный стимул в тяжёлой работе; дайте им все возможности потанцевать, и все селяне будут нам благодарны…».

И не надо думать, что такая школа исключение, наша школа ещё одна из лучших в районе – серебряные и золотые медалисты, первые места на олимпиадах, сильные учителя, победители разных конкурсов. В городах положение усугубляется тем, что там есть т.н. «золотая молодёжь», в сельской местности это ещё не так заметно.

В школе практически отменен общественно-полезный труд, теперь запрещено «эксплуатировать» детей: в итоге наплевательское отношение к школе, можно рисовать на партах, плевать на пол, рисовать на стенах.

Учителя в школе

 

Школа держалась последние 20 лет за счёт советского запаса прочности, работают учителя-пенсионеры ещё советской закалки. Они дают фундаментальные знания, но их становится с каждым годом всё меньше и меньше. Преподаватели из молодых обычно долго в школе не выдерживают, при мне (4 года) каждый год приходило 2-5 молодых специалистов, обычно больше года никто не работал. Уходили и устраивались, где угодно, лишь бы не в школе – продавцом, в МВД, в охранники, менеджеры. Остаются в основном приспособленцы, кому наплевать на диктат директора и деградацию детей, равнодушные.

 Учителя просто задавлены грузом всякого рода бумажной работы – отчёты, анализы, планы, диагностики и т.п. и т.д., плюс всеобщая компьютеризация «порадовала», теперь нужно писать не только в бумажном варианте, но и в электронном.

Все школы занимаются показухой, у нас же всякие национальные проекты в моде, поэтому бумажная работа кипит, надо срочно показать какие мы инновационные, продвинутые в образовательных технологиях, проводим всякие научно-исследовательские изыскания.

В итоге, в ущербе опять ребёнок, когда учитель закончит писанину, ему просто некогда увидеть проблемы ребёнка, помочь ему. В общем «всё хорошо прекрасная маркиза», на бумаге – и новые образовательные технологии внедряем, и два компьютерных класса, и электронная учительская, и три новых автобуса, а дети всё тупее и больнее.

В 90-е годы смеялись над американскими рассказами Михаила Задорнова, мол какие американцы тупые, и их школьники. Могу вас заверить: наши школьники их стремительно догоняют, они мало, что знают, а главное не хотят знать – зачем, если умные учителя получают меньше, чем неграмотные узбеки на стройках.

Ещё одна беда современного дошкольного и школьного образования – это отсутствие мужчин, у нас в школе их было много, аж 6 человек на 60 преподавателей, в ряде школ их вообще нет или один, и это не редкость. Поэтому мальчиков в России изначально воспитывают женщины: от дома, где отец на заработках или его вообще нет, а если дома, то пьёт; детского сада (мужчина в детском саду – это просто уникальный случай), до школы. А потом многие задают вопрос: а где у нас в России настоящие мужики?

А откуда им взяться-то? Только путём самовоспитания, но таких единицы, в статистике они погоды не делают. Да и система общего обучения девочек и мальчиков, негативно сказывается на мальчиках, они психологически и физически позже взрослеют, чем девочки на 2-5 лет. Если некоторых «девочек» уже в 7-8 классах можно замуж отдавать, то мальчишкам ещё надо в солдатики, да в казаки-разбойники играть.

Это ещё один удар по мальчикам, они чувствуют себя ущербными, они меньше и их бьют девочки! Потом, чтобы показать сверстницам, что они уже взрослые, они начинают курить, употреблять мат в разговоре, выпивать для храбрости, грубить, в итоге, оставшиеся годы детства загублены.

ЕГЭ – это диверсия против остатков советской школы, во-первых, сдавать тест по гуманитарным дисциплина и русскому языку, это, как минимум, глупость. Сам не раз сталкивался в них с вопросами, где на устном экзамене можно было бы дать два правильных ответа и доказать свою точку зрения. В тех же истории, обществознании надо уметь устно отвечать и доказывать свою точку зрения, ЕГЭ эту возможность убил. Во-вторых, ЕГЭ приводит к коррупции (хотя когда вводили, говорили, что ЕГЭ покончит с ней). Выпускной класс, ученик в каждой четверти получал 2-3 двойки (в уме, помните система – пишем три два в уме), всегда по русскому, а по итогам ЕГЭ отлично.

Интересно то, что он сын местного «олигарха». Получается, система закрепляет разделение «дорогих россиян» на новых хозяев жизни и всех остальных. Да и всем известно, учителя позволяют списывать («шпоры» в туалетах и т.д.), да и просто сами решают ученикам задания (например, фотографируют задания на мобильный телефон и посылают, сам решал по обществознанию в этом году, по просьбе друга). Ведь провал учеников, провал школы, пятно на репутации школы.

Да и просто учителя, родственники, умники из младших классов могут пойти сдать за выпускников, при определённой договорённости. В-третьих, ЕГЭ убивает время основной программы, учителя «натаскивают» учеников на решение тестов, чтобы не портить себе показатели, а страдает общая программа.

Как спасти систему образования

 

  1. Образование любого уровня должно быть бесплатным. «Элитных» учебных заведений не должно быть, ибо от рождения все люди равны перед Богом, «элитарные» школы уродуют саму идею просвещения, делят детей на «элиту» и прочих, на избранных и нет. Верхняя планка образования должна определяться не толщиной кошелька, а самим человеком, в зависимости от его способностей и трудолюбия. Негативный пример США и Великобритании перед глазами, где основная масса населения превращена в тупое, жирное быдло, а из «элитных» школ выпускают юристов, управленцев, да финансовых спекулянтов, предпочитая покупать инженеров, физиков, химиков в России, Индии, Китае.
  2. Перевести систему образования с кодирующей педагогики (действует практически без изменений со средних веков), на методологическую, то есть, если по простому, не грузить детей массами разнородной информации, а научить их самостоятельно её добывать по мере необходимости. Это позволит сократить курс полной средней школы до 8-9 лет, а высшей школы до 3-4 лет.
  3. В средней школе необходимо вернуться к раздельному обучению мальчиков и девочек, т. к. из мальчиков надо готовить мужчин, а из девочек – женщин.Психология, заложенная богом и природой у них разная, следовательно, воспитание и обучение необходимо вести по совершенно разным программам и учебникам. Но чтобы не разобщать их и не противопоставлять, лучше не создавать отдельные школы (женские и мужские), а делать мужские и женские классы в рамках одной школы. С введением в программу занятий, где мальчики и девочки, разных возрастных групп могли бы общаться друг с другом (музыка, танцы, пение, изобразительное искусство и т.д.), дабы их объединяло не инстинктивное влечение, а общее мировоззрение и миропонимание.
  • Отмена ЕГЭ, возвращение к советской системе устных и письменных экзаменов (с 4 класса).
  • Создать и внедрить цельную программу здорового образа жизни для всехобразовательно-воспитательных учреждений, начиная от системы закаливания, кончая рукопашным боем. Восстановить спортивные сооружения, построить новые – в каждом ВУЗе, средней школе, детском саду должен быть бассейн (плавание всем полезно, и устраняет уже имеющиеся дефекты) и хотя бы открытый каток для зимнего сезона. Необходимо взять за образец Древнюю Грецию, где наряду со школами были «гимнасии», где занимались физическими упражнениями.
  • Возродить бесплатную систему домов творчества юных, кружков и спортивных секций в школах, подростковые и юношеские организации типа пионерии и комсомола.
  • Восстановить и усовершенствовать систему профессионально-технического обучения, сделать её гибкой, приспособленной к быстрому и качественному переходу на новые профессии и освоению новой техники и технологий. Нам понадобятся и строители лунных посёлков, городов на Марсе, техперсонал звездолётов.
  • Резко повысить престиж профессии школьного учителя, преподавателя ВУЗа и техникума, воспитателя и мастера профессионального обучения – достойная оплата, в сельской местности, где нет развитого общественного транспорта, как в городах, личный автомобиль, бесплатное жильё (после 15-20 лет работы), съёмная квартира (дом), если нет жилья для молодых специалистов. Но перед этим конечно «зачистка» пьющих, с уголовным прошлым и низкоквалифицированных работников.
  • Вернуть в школы мужчин-учителей, создав все необходимые условия и льготы, причём в процентном составе их должно быть не менее 50%. Приложить усилия, к тому, чтобы в школы попадали военные пенсионеры, желательно боевые офицеры. Это сразу решит массу проблем – с мужским воспитанием, дисциплиной в школе, покончит с распущенностью, сквернословием.
  • Возврат на первом этапе (этап – восстановление), к программе и образовательным стандартам сталинского периода 30-40-е годы, можно переиздать учебники того времени (тогда по интеллектуальному развитию образованности молодёжи СССР занимал 1-2 места в мире), с включением лучших наработок последнего времени (например: опыт школы Щетинина).
  • Всесторонняя поддержка талантливой молодёжи и лучших учащихся – бесплатные путёвки в лагеря отдыха, денежные премии, ценные призы, повышенные стипендии, направления на престижную работу и т.д. Дети должны видеть, что ценится ум и талант, а не наглость, толщина кошелька родителей и их связи.

Источник

Похожие статьи

zvez-dec.ru

Что делает учитель в школе: заметки молодой преподавательницы

Продолжаем знакомить вас с закулисьем школьной жизни в блоге нашего автора Дарьи Настенко.

А вы знали, что проведение уроков – это только 50% того, что учитель делает в школе. «А что же он делает еще?», спросите вы. Чем еще таким может быть занят учитель, я вам сейчас подробно расскажу.

Давайте сразу оговорю один момент. Я рассказываю о том, как это было у меня, в конкретно взятой киевской школе. В других школах все может быть по-другому, но некоторые моменты будут едины для всех преподавателей вне зависимости от города или села.

Когда я училась в педагогическом, нам рассказывали о том, как вести урок, как грамотно выстраивать подачу материала, как использовать интерактивные методы подачи и контроля материала. Но вот как-то совсем забыли про такие навыки как риторика, ораторское искусство, стрессовая психология и документоведение. А именно это мне понадобилось в первую очередь по приходу в школу.

Но если с первыми тремя мне худо-бедно удавалось справляться самой, благодаря моему характеру, то с документами и отчетами пришлось учиться работать. Вы хоть когда-то заглядывали в классный журнал? Это же тихий ужас! Я лучше 7 уроков нон-стоп проведу, чем буду заполнять этот журнал. Впихнуть в одну строку 4-5 предложений… это потом только под микроскопом читать можно. Однако нужно указать полностью всю тему. И не забыть отдельно прописать домашнее задание. А если идет объединение уроков в связи с карантином или майскими праздниками — тут вообще нужна спецподготовка. А оценки? Попробуй только поставить не туда оценку. Это же официальный документ!!!! Исправлять ведь нельзя. У учителей уже изобретен 1000 и 1 способ, как подправить оценку в журнале с наименьшими последствиями (в такие моменты мы чувствуем себя учениками, исправляющими двойку в дневнике перед тем, как показать его родителям).

И это только журнал. А так — к каждому уроку необходимо готовить полный план-конспект, в котором чуть ли не поминутно расписан полный поэтапный план урока. Хорошо, когда есть параллельные классы и один план на несколько классов сразу. В неделю у учителя стандартная ставка 18 уроков, у меня обычно меньше 21 не было, и это на каждый нужно было написать конспект.

Контрольные и тесты. Если письменные, то это просто сборник анекдотов. Порой такое пишут, что бедный Стив Джобс в гробу бы перевернулся (я — учитель информатики, если что). Сидишь, и по несколько часов читаешь эти перлы под чашечку горячего чая. Хорошо, если это можно сделать в «окошко», а так обычно это приходится делать после уроков. С тестами проще, быстро нащелкал и все. Правда эти тесты нужно подготовить… Самое веселое в тестах – это придумать неправильные ответы. Бывало такое, что дети ставят галочки напротив такой бредятины, что диву даешься, как можно было не угадать правильный ответ.

Документация на кабинет. За многими учителями закрепляются кабинеты, за которые они ответственны, за это даже доплачивают около 100 грн. в месяц. Есть кабинеты повышенной опасности, в которых необходимо вести журналы по технике безопасности. В них должны быть указаны все дети, что проходят обучение в этом кабинете в текущем году, у меня это обычно бывало от 200 до 300 детей. И всех их нужно записать с указанием ФИО и класса, а также указать, что они прошли инструктаж по ТБ и расписались. Оценили масштабы, да? Всякую разрешительную макулатуру учитывать не будем. Она обычно готовится перед 1 сентября и лежит целый год.

А вот когда приходит окончание семестра, это просто дедлайн. Мало того, что нужно провести контрольные, проверить и выставить оценки, так еще необходимо сделать сводку по успеваемости по классам и подать ее заучу для внесения в базу. По результатам этой сводки, потом вырисовывается график, по которому можно судить про успешность класса в целом по разным предметам. Наша завуч всегда на собраниях именно этими графиками и «воспитывала» коллег за недоработки или хвалила за хорошую работу.

Кстати, о собраниях. Минимум раз в семестр у нас проходили всеобщее собрание коллектива для обсуждения успеваемости классов и эффективности нашей работы. Так же парочку раз в год, мы устраивали семинары на конкретные педагогические темы, на которых рассматривали различные педагогические проблемы и способы их решения. Хоть раз в год каждый должен был выступить со своим докладом и презентацией. Так же в школе учителя, как и в универе, делятся по кафедрам. Минимум раз в месяц проходят сборы кафедры. Мы пишем какие-то научные работы время от времени и складываем их в свои специальные папки. Правда, частенько бывает, что в папку за раз складируется сразу пачка, так как времени заниматься расфасовкой своих наработок не всегда хватает.

Перемены. Думаете они у нас есть? Ошибаетесь. Попить чаек в подсобке? Редкая удача. Руководство нашей школы четко прописало обязанности каждого учителя на переменах. Каждую перемену мы обязаны дежурить в коридоре возле своего кабинета и следить, чтобы «дитятки не повбывалыся». При этом кабинет закрывать нельзя, а то как же детки не смогут подготовиться к уроку (на практике готовились 30%). Покидать кабинет я тоже не имею права, так как у меня в кабинете стоит компьютерная техника, и я несу за нее материальную ответственность. Так что половинка тебя — в коридоре следит за поведением детей, а вторая половинка — сторожит школьное имущество в кабинете.

Ну, и отдельная тема – дежурство в столовой, тут стоит зорко следить за тем, чтоб детвора не разорвала буфетчицу и не ходила ногами по столам. Правда, тут руководство ставит конкретные перемены в конкретный день недели. А как же незакрытый кабинет и дежурство в коридоре? А вот, как хотите. В этом и парадокс.

Каникулы. А что это? Каникулы у школьников, а мы приходим на работу. Можно, правда, покайфовать и прийти на работу на 9-00, ну ладно, на 9-10, а не на 8-10. Но суть от этого не меняется. Что мы делаем? Проводим собрания, заполняем журналы и прочую макулатуру, которую не успели оформить, готовим новые материалы для будущих уроков, драим свои классы. Последнее в том случае, если у тебя нет своего класса (классного руководства) и ты не можешь подключить детей. У меня не было, и я сама лично подметала, вымывала пол, парты и окна. Даже доводилось подкрашивать самой стены. Отдельно стоит выделить процесс отдирания жвачек из-под парт и стульчиков. Занятие заменяющее медитацию… А чего стоит оттереть творческие каляки деток от парт, ммм….

Осенью и весной мы еще выходим с граблями, чтобы убрать территорию от листвы и мусора. Такие милые и объединяющие субботники. А летом в самый солнцепек идем бороться со злостными сорняками, растущими между бетонными плитами. Как-то было предложение залить цементом эти щели, но директриса сказала гениальную фразу: «А что ж вы летом делать будете?». Все в нашей стране для людей.

Про что-то забыла. Ах да, конкурсы и олимпиады. Нужно искать одаренных детей и готовить их к разнообразным мероприятиям. Частенько, те же олимпиады или конкурсы могут проходить в выходной день или во внеурочное время, и ты вынужден вставать в воскресенье рано утром, чтобы отвезти группу детей в другой конец города, а потом после мероприятия еще привезти их обратно.

Все вышенаписанное относится к обычному учителю. А вот если у учителя есть классное руководство, то тогда вообще аншлаг. Помимо тонны макулатуры, которую нужно вести и заполнять на каждого ребенка, необходимо еще быть постоянно в курсе, где эти дети и что с ними. Каждое утро нужно отмечать присутствующих деток и тем, кого нет, прозванивать родителей с вопросом о том, где же ребенок и что с ним случилось. Бывало, что родители сами не знали, где их дети, но это уже другая история. А регулярные звонки родителей! В среднем в классе 30 учеников. И за месяц хотя бы раз у кого-то точно что-то случается (потерял форму, исчез мобильный (зачем? зачем давали ребенку дорогую вещь в школу?), простыл, не записал домашнее задание, получил плохую оценку и не знает, как исправить, не может найти контакт с учениками, не может найти общий язык с учителей математики, влюбился в учителя математики и др…), родители звонят классному руководителю в любое время, будто у учителя нет своей семьи и свободного времени (есть родители, которые поддерживают активную, чуть ли не ежедневную связь с классным руководителем).

Но учитель — тоже человек. Поэтому многие пункты довольно сильно упрощаются. Если учитель долгое время работает в школе, то план-конспекты обычно накапливаются на протяжении многих лет работы и нужно просто достать из папки нужный. Эта схема отлично работает до тех пор, пока снова не изменят программу, тогда приходится или адаптировать, или переделывать заново. С прочей макулатурой в основном разбираемся на каникулах, когда больше свободного времени и есть возможность сосредоточиться. Дежурства мы проводим по-очереди и ухитряемся ухватить-таки какой-то пирожок с чаем на переменке. И вообще стараемся максимально оптимизировать свой рабочий процесс, ибо если бы мы делали все в идеале, что нам необходимо по инструкции, то мы просто жили бы в школе. Ведь наша главная задача – учить детей!!! А остальное все мелочи:)

Автор: Дарья Настенко

mamawow.com.ua

8 причин, почему учитель — абсолютно бесправное существо

«Окончив пединститут, я пришла работать в ту же самую школу, в которой когда-то училась. Теперь мои бывшие учителя — мои коллеги. Первое время я их стеснялась и не могла избавиться от комплекса ученицы несколько лет. По привычке слушала их и автоматически вставала при их появлении. Эти женщины продолжали казаться мне всемогущими. Но очень скоро я поняла, что ошибаюсь». Школьный учитель математики рассказала «Мелу», почему учителям можно только посочувствовать.

Специальная рассылка

Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс

Труд учителя лёгким не был никогда. Это работа с людьми, которые находятся в процессе становления: они активны, шумны, иногда драчливы, иногда ленивы, иногда грубы. А в общем — непредсказуемы. Одним из плюсов советской школы, я, представитель нового поколения учителей, считаю уважение к профессии учителя. Уважение — не раболепство. Учитель чувствовал за собой право что-то изменить, на что-то повлиять и, как ни странно звучит, чему-то научить.

Сегодня возможности учителя фиктивны. В действительности учитель — абсолютно бесправное и незащищённое существо. Вседозволенность со стороны учеников, неуважение со стороны родителей и непомерные требования со стороны начальства — не самые лучшие условия для того чтобы воодушевлённо заниматься педагогической деятельностью.

В сегодняшней школе сложно не только «старой гвардии», но и молодым. У нас просто запас физических и душевных сил больше, и есть на что переключиться за порогом школы. Хотя о себе скажу, что, когда приходишь домой после восьми-девяти рабочих часов, желание одно: упасть и проспать двое суток.

Пишу это текст и предвижу комментарии: «Пусть старпёры уходят на пенсию, их никто не держит». Или: «Вы сами выбрали такую профессию». Или: «Кто пришёл работать по призванию, тот не жалуется». Послушайте, но неужели желать для себя лучших (человеческих) условий труда — это преступление? Вам можно, а нам нельзя?

Как учитель математики не могу не разбавить эмоции конкретными фактами и начну с простого и очевидного.

1. Введение электронных журналов обещало избавить всех учителей от бумажной работы

Возможно, в каких-то очень топовых школах так и произошло. В нашей обычной бумаг стало вдвое больше, как и всевозможных мероприятий, которые требуют бумажной отчётности. Кроме электронного журнала, есть ещё ИСКО (система качества оценки образования), куда ставят итоговые оценки по триместрам и куда за год вносят контрольные работы с полным анализом. Это адская работа! И попробуй её не сдать вовремя.

Электронные журналы работают в топовых школах, в обычных школах по-прежнему существует бумажная отчётность

В обычных школах остались и бумажные дневники. Мы, как и прежде, обязаны собирать их по пятницам и проверять в выходные. То, что коллектив нашей школы добился делать это раз в две недели, — наша большая победа. Ведь директоров-самодуров никто не отменял. Нас постоянно отчитывают на педсоветах за задержку этой отчётности, что неминуемо сказывается на мелких стимулирующих выплатах, которые крайне редко случаются в нашей школе.

2. «В народе» учителям не могут простить длинный отпуск

Сейчас я объясню, почему страсти вокруг этого сильно преувеличены. Учителя часто выходят работать в субботу и воскресенье. Например, в день какой-то олимпиады или поездки с классом на экскурсию. За это положен отгул. Поверьте мне, за 20 лет работы в школе я от силы дважды воспользовалась парой из них!

Каждый раз нам аргументировано объясняют, что сейчас не время брать отгул (а в школе всегда «не время»). Вот прямо сейчас у меня скопилось десять отгулов. И буквально через 11 дней они сгорят, потому что наступит новый год. Не воспользовалась. В общем, всё относительно.

3. Учителей постоянно обвиняют в натаскивании к ЕГЭ

Сколько раз ко мне приходили мамы и папы (почти с пистолетом) и просили прекратить это безобразие. Объяснить далёким от образования родителям, что содержание программы не в полной мере соответствует содержанию экзамена и что для многих учеников требуется минимум в два раза больше часов — невозможно. Не объяснишь им и то, что не только рейтинг школы, но и оценка работы учителя до сих пор зависит от результатов экзаменов.

Я очень ответственный педагог. Поскольку пишу анонимно, могу себя похвалить. Я из тех, кто будет до ночи сидеть в школе и объяснять ребёнку непонятый материал. К отсутствию похвалы я привыкла. Но быть обруганной напрасно — не хочу.

Родители часто обвиняют учителей в чрезмерной нагрузке на детей, связанной с подготовкой к ЕГЭ

4. Учителя могут уволить по любому поводу и по свистку

Например, если его взгляды не совпадают со взглядами начальства. Недавно у нас вежливо убрали педагога, который возмутился, что каждую неделю на классные часы в нашу школу приходят батюшки и о чём-то говорят с детьми, превращая семейную тему в фарс. На самом деле мы все так думаем. Но он думал слишком громко.

5. Учителя могут уволить по первому требованию высокопоставленного родителя

За 20 лет помню минимум три случая, когда учителей доводили до нервного истощения и не оставляли выбора. Перечислять поводы сложно, потому что это больше длинный хвост из лжеповодов. Чаще всего причина была в том, что учитель мешал ребёнку быть отличником и ставил честные оценки. А мою подругу три года назад уволили за то, что на перемене рядом с её кабинетом девочка поскользнулась, упала и сломала руку. Директор посчитал, что убрать учителя — лучший выход из ситуации.

А сейчас самый вопиющий пример увольнения. На экзаменах учителей заставляют сидеть не шевелясь. Хотя это не входит в должностные обязанности. Пугают административной и уголовной ответственностью и рассказывают, как «в какой-то школе учитель не заметил, что ребёнок списал, а камера зафиксировала, и учителя уволили. А в другой школе чересчур ответственных премией наградили, выплатив 32 000». То есть «сдала» ребёнка — премия, не «сдала» — уволить!

6. Не секрет, что в школе много сложных детей

Сейчас об этом говорить не принято, мы все гордимся инклюзией (что полная фикция, кроме внешнего антуража). Если на уроках происходят ситуации «из ряда вон», когда ученик, скажем, плюётся в учителя и детей, кидается книжками, ругается матом, учитель пишет докладную. По идее, школа имеет право пойти с этой докладной к родителям, а дальше к уполномоченному по делам несовершеннолетних или в прокуратуру с требованием воздействовать на маму, или к специалисту, который сможет исключить или обнаружить проблему психического свойства. И так далее. Но в 99% случаев директор школы не станет выносить сор из избы. Ведь это чревато штрафными баллами, лишением премии, средств на нужды школы и, конечно, падением в рейтинге. Поэтому директор предлагает учителю «найти подход к ребёнку» и намекает на то, что в противном случае он — непрофессионал и в школе ему не место. Всё это на фоне бумажек, аттестаций, концертов, олимпиад, экзаменов и прочего.

В школе много проблемных детей, сложности с которыми администрация школы не спешит решать

7. Учителей постоянно пугают судом

И нередко сами дети. Строго посмотрел — в суд подам! Попросил выполнить задание — в суд подам! Как же сильно это выдаёт отсутствие воспитания, и в первую очередь — родителей детей.

8. Между самими учителями редко бывают нормальные отношения

Мы все — «не друг и не враг, а так». Дружить опасно. Сегодня дружба, а завтра (не дай бог, Сидорова в чём-то лучше Ивановой) — злорадство и злословие в учительской. Но этому я нашла простое объяснение: учителя — народ обиженный априори. Они постоянно ждут удара в спину (от начальника, сторонних инстанций, детей, родителей) и защищаются самым доступным способом. Поэтому учителей бояться не надо. Скорее, их надо пожалеть. Впрочем, жалость унижает (а куда уж больше?). Значит, посочувствовать.

Фото: iStockphoto (Wavebreakmedia), mos.ru

mel.fm

Кто бесправнее в современной школе: ученики или учителя?: philologist

Поднять этот вопрос меня побудила вчерашняя заметка в новгородском интернет-издании «Ваши новости». В ней говорится об уголовном деле, возбужденном против новгородской учительницы, которая насильно вывела непослушного ученика из класса и якобы нанесла ему серьезное «телесное повреждение». Вот как это описано в публикации «ВН»:

«Сегодня заместитель прокурора Новгородского района утвердил обвинительный акт по уголовному делу в отношении учителя Тёсово-Нетыльской школы Ларисы Максимовой. Она обвиняется в побоях. По версии дознания, 8 сентября преподаватель химии, применяя грубую физическую силу, вывела из класса в коридор одного из учащихся, а затем, ударила ученика по лицу рукой, причинив последнему телесное повреждение в виде кровоподтека нижнего века левого глаза. После вручения Максимовой копии обвинительного акта уголовное дело с утвержденным прокурором обвинительным актом будет направлено мировому судье для рассмотрения по существу. С 8 сентября учитель отстранена от учебного процесса».

Понятно, что конкретно в этом деле не хватает подробностей, чтобы составить хоть какое-то мнение. Хотелось бы выслушать показания одноклассников этого мальчика, версии сторон, точку зрения директора и коллег и т.д. Формально ситуация, когда учитель ставит на место зарвавшегося ученика, до боли хрестоматийна. Но раньше в подобных случаях обычно до уголовного разбирательства дело не доводили, а решали конфликт мирным путем при участии директора и родителей, возможно, также работников местного отдела образования и психолога. Что же изменилось? Действительно ли телесное повреждение было столь серьезным, что учительницу необходимо отстранить от работы, возбудив в отношении ее уголовное дело? Неужели она представляет опасность для детей? Какова ее биография до этого случая? На эти вопросы сейчас ответа нет. Но хотелось бы порассуждать на тему, вынесенную в заголовок: кто бесправнее в современной школе: ученики или учителя?

В июне я разместил в своем блоге пост, посвященный очередной инициативе наших депутатов, которые захотели защитить школьных учителей от оскорблений и насмешек, приравняв их в этом плане к представителям власти. Депутаты собирались запретить «наезды» на учителей как детям, так и их родителям, а за применение насилия или публичное оскорбление при исполнении служебных обязанностей хотели наказывать согласно Уголовному кодексу. С тех пор эта идея канула в Лету, но тогда же я написал, что подобная инициатива, которая вроде бы направлена на защиту учителей, на самом деле лишь в очередной раз демонстрирует ужасающее морально-нравственное состояние нашего общества, которое все более и более деградирует. Единственным методом решения всех проблем власть считает ужесточение наказания для провинившихся: тюремные сроки, штрафы, принятие репрессивных законов и т.д. Речь о воспитании, просвещении, пропаганде гуманности и здоровых взаимоотношений вообще не идет. Законы множатся, вместе с ними множится и абсурд. А началось все с того же скандального закона об оскорблении чувств верующих. Получается странная картина: депутаты делят все общество на разные категории, штампуя один закон за другим. Все это законодательство вроде как призвано оградить каждую из категорий от всего остального безумного и разъяренного общества, ведущего себя неадекватно и агрессивно. Но ведь все эти категории и составляют российское общество. Иногда кажется, что наши власти придумывают искусственные барьеры, которые пытаются поставить между людьми, чтобы те не консолидировались и доверяли государству больше, чем друг другу. Вместо того, чтобы улучшать климат в стране в целом и снижать напряженность — продолжается порочная практика приумножения конфликтов, запретов и репрессий, нагнетание страха и всеобщей истерии. Главная же проблема в том, что у нас защищают не человека самого по себе и его человеческое достоинство, а тех, кто занимает какую-то должность, и неважно — чиновник это, судья, депутат, учитель, ветеран войны, врач или священник. Есть уважение к социальным функциям, даже к возрасту (истерия относительно детей или пенсионеров), но нет уважения к человеку как таковому. Именно поэтому и атмосфера в стране царит казенная, подавляющая, бесчеловечная.

В комментариях к той заметке мнения моих друзей разделились. Кто-то написал, что «лучше бы детей оградили от насмешек учителей, которые бывают и некомпетентными, и глупыми, и непрофессиональными». Кто-то озвучил мысль, что наиболее бесправными в современной российской школе являются все-таки учителя, а не дети. Так или иначе, проблема эта существует и не совсем понятно как ее следует решать. По-видимому, можно говорить о кризисе нынешней системы образования и критическом уровне доверия к учителю, вся деятельность которого жестко забюрократизирована. Сегодня от учителя требуют формального оказания услуг в строгом соответствии с постоянно меняющимся стандартом и противоречивыми предписаниями чиновников. Учитель похож на спортсмена, который гонится за рекордом и местом в рейтинге. Что же можно говорить о воспитании детей и выстраивании чисто человеческих отношений между учителем и учеником? Учитель боится быть обвиненным во всех смертных грехах, боится выйти за рамки, ученик же бунтует против жесткого и бесчеловечного к себе отношения, которое лишено любви и уважения и подчинено строгой государственной необходимости.

Что же делать. чтобы не допустить случаев, когда ученик приходит в школу и начинает расстреливать учителей и одноклассников или учитель совершает противоправные действия по отношению к детям? И как вы считаете — кто все-таки более бесправен в современной российской школе: учителя или ученики? Может быть, у кого-то есть недавние истории из личного опыта общения с детьми, внуками? Или, наоборот, с учениками (если кто-то из моих френдов работает в школе учителем).

По этому случаю размещаю опрос.

Кто более бесправен в современной школе?

philologist.livejournal.com

«Маргинальная профессия». Молодые учителя о первых годах работы в школе | люди | ВОРОНЕЖ

Парты в ряд, учитель у доски, поднятая для ответа рука – за два века истории школьного образования в России формат сеяния разумного, доброго, вечного в детские головы, казалось бы, не изменился. Появились нагоняющие ужас на подростков ОГЭ и ЕГЭ, сборы денег на шторы и электронные журналы. А вот время диктует новые требования. Выпускникам школ мало знать алгебру и географию, нужно обладать компетенциями, отвечающими современным стандартам: креативностью, аналитическим мышлением, умением работать в команде, эмоциональным интеллектом и так далее. А прививать их должны учителя – усталые, малооплачиваемые, с кипами тетрадей в тяжелых сумках.

Организаторы общественного проекта «Учитель для России» собрали воронежских учителей – молодых и опытных, – чтобы обсудить, с какими вызовами современные преподаватели сталкиваются каждый день и как молодые педагоги креативно на них отвечают.

Не учат, а дрессируют

На вопрос, какое образование дает школа юному человеку сегодня, учителя единогласно отвечают: «Никакое». Многие из них давно променяли классную доску на частное репетиторство. Так и заработать можно больше, и есть шанс чему-то научить школьников.  

«Я имею 15-летний стаж работы в школе, но сейчас работаю репетиром, — говорит математик Алексей. – К сожалению, сейчас школа готовит просто рабочую силу, не имеющую понимание того, что происходит в стране. Школа не учит жизни, она тупо подготавливает к ОГЭ и ЕГЭ».

«Произошла полная замена образования бюрократией. Нашим проверяющим неважен итог обучения. Им нужна программа, календарно-тематическое планирование, — говорит школьный учитель физики Дмитрий. – Кроме того, нет понимания, что и в каком возрасте нужно давать ребенку, что ему интересно. Постулат такой: чем раньше мы начнем учить алгебре, тем лучше он будет ее знать. Но получается, что мы пытаемся впихнуть в голову ребенка то, к чему он еще не готов. А когда он подходит к тому возрасту, когда может взять ту или иную тему легко, он уже давно потерял к этому интерес».

Студентка Юлия только планирует стать преподавателем, но она уже готовится встретить стену из незаинтересованности детей в собственном образовании: «Сейчас в школах преподается только теория, фактически нет никакой практики. И интерес к процессу образования падает. Опытные учителя не хотят учиться сами и приносить в школу новые методики. И даже когда приходит молодой преподаватель в школу, старший преподавательский состав своим примером гасит его порывы к творчеству».

Еще одним бичом школьного образования учителя считают систему оценивания знаний учеников. По их словам, она давно свелась к трем баллам: 3, 4 и 5. Администрация и родители давят на преподавателей, принуждая их «рисовать» оценки ради поднятия общего уровня успеваемости.  

«На первых занятиях я всегда проверяю уровень знаний моих учеников, — говорит репетитор Андрей. —  У всех дневниках «пятерки» и «четверки», но я задаю элементарные вопросы, и они не могут на них ответить. То есть знают они на «тройку» в лучшем случае. Те дети, которые плохо учатся или не учатся вообще, получают те же самые «тройки». Нельзя замотивировать ученика, если он сам этого не хочет».

«Ценность каждого ученика теряется»

Программа «Учитель для России» — это российский общественный проект, привлекающий к преподаванию в обычных школах молодых специалистов, выпускников ведущих вузов страны. Организаторы ставят своей целью создание сообщества талантливых специалистов, изнутри изучивших систему образования и способных дать импульс для ее обновления и развития. Участникина два года становятся учителями в общедоступных российских школах, где дети особенно нуждаются в современных, талантливых и мотивированных педагогах.

Исправить ситуацию в российском школьном образовании – одна из задач программы «Учитель для России». Ее участниками становятся молодые профессионалы, которых обучают новейшим методикам преподавания и направляют на работы в провинциальные школы, где есть явные проблемы с мотивацией и успеваемостью учеников. «Учителя для России» призваны зажечь в них тягу к знаниям и своим примером показать уже работающим в школах педагогам, что есть другие методы преподавания, кроме повышеннего тона и угроз вызвать родителей в школу.  

Анастасия окончила Санкт-Петербургский университет по специальности «Прикладная математика и процессы управления». Могла бы стать программистом, но пошла работать в школу по примеру родителей – опытных педагогов.

«Сейчас у меня девятый класс, необходимо готовить ребят к ОГЭ. Вот только они сами не понимают, для чего им это нужно и чем математика может пригодиться им в жизни. Отсюда и отсутствие мотивации участников. Ты приходишь весь вдохновленный и видишь пустые глаза, — делится Настя. — Недопустимо в восьмом классе не уметь рассчитывать площадь фигуры или производить действия с положительными и отрицательными числами. Да, у каждого ученика есть свой темп. Если кто-то выполняет пять из десяти заданий, но делает качественно, я не снижу ему оценку. Учитель – очень гибкая профессия, у него не должно быть возраста, он должен быть молод в душе и развиваться со своими учениками».

Александра приехала в Воронеж из Томска. Здесь она обучает детей английскому языку и уже не удивляется методам работы коллег.

«У учителей очень много часов, они загружены. Ты думаешь, как бы выжить после семи уроков, а потом еще проверить тетради, заполнить журнал. И дети просто  выпадают из твоего внимания, — говорит Александра. — Я наблюдаю за своими коллегами, которые работают по 36 часов в неделю, и  я понимаю, почему они кричат на детей. Их нервная система не выносит этой нагрузки. Учителя сами перестают быть людьми и теряют ценность ученика как человека, как единицы. И это происходит везде».

«Произошла подмена — оценки в школе для детей и их родителей стали самым важным. Никому не приходит в голову, что ребята идут в школу совсем не за этим, — делится молодой преподаватель математики Юлия. Она училась в Твери, преподавала в Санкт-Петербурге и, став участником программы «Учитель для России», переехала на два года в маленькую школу под Воронежем. – Да, на начинающих педагогов давит коллектив. Если в школе принято кричать на детей, значит, и мы должны на них кричать. Главное, что не дает решить наши проблемы, — это отношение к педагогам. Профессия учителя – маргинальная. Если это не поменять, проблемы школьного образования не решатся».

Ярослав успел поработать чиновником в родном Томске и директором школы, а сейчас стал учителем истории. Весь этот опыт ему пригодился, чтобы совершенно по-особенному подходить к школьным урокам.

«Директорская должность предполагает, что вы находитесь между государственной машиной и учительской средой, которая транслирует интересы государства ученикам. Сами учителя не осознают те задачи, которые перед ними ставятся. Нет понимания, в каком обществе мы живем и как оно развивается. Мы заняты шесть часов на уроках, у нас нет времени даже подумать об этом. А ведь это важно, — считает Ярослав. — Урок – это 40 минут, которые вы и еще 30 человек проживаете вместе. Это маленькая жизнь, в течение которой мы учимся строить взаимоотношения. Многие проблемы были бы сняты, если бы больше учителей с таким видением пришли в школы».

«Многим детям непонятно, зачем им тот или иной предмет. В конце года, подводя итоги, я спросил у учеников, что они вынесли из занятий, были ли они им полезны. Один из ребят сказал, что на моих уроках он понял, зачем ему нужна математика. Получается, что человек семь лет ходил на математику, не понимал, зачем, а на восьмом году пришел на физику и понял. Возникает вопрос, а чему учили детей эти семь лет?» — спрашивает молодой учитель физики Роман.

Квесты, телемосты и флаг для полярной станции

Исправить ситуацию помогает креатив и неравнодушный подход к каждому уроку, уверены молодые учителя. Юлия предложила своим ученикам вместе снимать ролики и фильмы, и сейчас ребята даже организовали школьный фестиваль короткометражного кино. Ярослав вместе школьниками придумывает общественные проекты и помогает претворить их в жизнь. А Александра на своих уроках английского в старших классах часто организует квесты.

«Я пытаюсь забыть про учебники, за что меня сильно ругают. Так получается, что я все время нахожусь между классом и администрацией школы, и я на стороне детей, — говорит молодой педагог. — Когда я вижу, что у меня класс спит, ничего не хочет делать, я понимаю, что их как-то надо растормошить. Тогда я просто выпускаю их из кабинета и устраиваю квест. Дети счастливы, бегают, решают задачи, думают, работают в команде и просто оживают и начинают получать удовольствие от образовательного процесса. Конечно, я получаю «по шапке» от администрации, но это того стоит. Сейчас многие школы имеют возможность пригласить иностранца, носителя языка для работы с детьми. Многие школы этой возможностью пользуются, но, к сожалению, не моя».

Мария работает с детьми начальной школы и ведет у них, пожалуй, самые необычные уроки английского языка.

«Меня зовут Мария Рафиковна, но так как я работаю в младшей школе, иногда я Мария Жирафиковна или Хореографиковна, — улыбается девушка. — В начальной школе дети учат английский как какую-нибудь латынь. В учебнике на одной странице могут встретиться слова «дворецкий» и «русалка», и я не знаю, при каких обстоятельствах дети могут употребить их в обычной жизни. Однажды я вела урок в третьем классе, и мы читали текст про Канаду. Один мальчик поднял руку и спросил: «Откуда вы знаете, что Канада существует? Может быть, вы ее придумали?» Я предложила поспорить на шоколадку, что я докажу существование Канады. Нашла канадскую учительницу, и мы устроили телемост с ее классом. Дети задавали вопросы, показывали вид из окна школьного класса. С тех пор у нас были мосты с Австралией, Америкой, Индией, Китаем. Мы устраиваем математические баттлы между детьми из разных стран. Школьная учительница, вдохновившись нашими уроками, технологии устроила проект «Завтраки стран мира», и ее ученики в прямом эфире готовили завтрак вместе с ребятами из Бразилии. Другой класс у нее шьет флаг, который отправится на Антарктиду и будет там установлен».

Ярослав рассказал о первом опыте работы в чужой школе, когда сразу несколько участников программы «Учитель для России» определили на работу в одно и то же учреждения. Все они договорились использовать один и тот же прием – вместо оценок выдавать ребятам карточки за правильный ответ или хорошую реплику. Набрав три карточки, можно было получить «четверку», а скопив пять – высший балл.

«Мы откровенно говорили, что оценки для нас не важны. Я люблю историю и хочу рассказывать вам о ней. Но мы живем в условиях, когда есть оценки, поэтому давайте как-то договариваться. У ребят появлялась возможность самим себя оценить, получить четверку или накопить на пятерку, — рассказывает Ярослав. — Мне было интересно с детьми делать урок так, чтобы они были субъектом деятельности, участниками. Я подготавливаю слайды к урокам и специально вставляю в один из них полную бессмыслицу. Они записывают, я жду тот момент, когда кто-то из них осознает, что они пишут белеберду. Или даю ученикам два варианта ответа на вопрос, и ни один из них не правильный. Так я учу их внимательно и критично относиться к тому, что происходит вокруг них. Это побуждает рефлексию и желание поучаствовать. В некоторых классах ученики вставали в очередь на то, чтобы самим провести урок. Началось с того, что я предлагал кому-то переключать слайды за компьютером. Это может быть коряво, невыносимо, но я ставил цель сложить коллектив и образовать групповую динамику в нем».

www.chr.aif.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о